по рекомендации

На главную | Беременность / Беременность - психологические аспекты

Анализ этнографической, медицинской и психологической литературы показывает, что родовой травматизм значительно снижается с применением знаний, дающих возможность женщине тщательно подготовиться к родам, осознанно относиться к материнству. И чем более развита женщина, чем более высок ее интеллект и богаче духовный мир, тем сложней и многогранней процесс созидания чувства материнства и осознанней отношение к родам.

 
Современная женщина очень часто отягощена проблемами, связанными с физиологической патологией (причины: экология, травмы, снижение иммунной зашиты и пр.); эмоциональной дисгармонией (причины: неадекватное в прошлом воспитание, эмоциональные травмы, неблагоприятное стечение жизненных обстоятельств); психологической дисгармонией (причины: нереализация возможностей и способностей, неумение общаться с людьми, проблемы само- регуляции и самоконтроля). Все это формирует невротические реакции и психосоматические нарушения у беременных женщин.
 
Рассмотрим психологические особенности беременной женщины в качестве объекта исследования.
 
Известно, что настроение беременной женщины переменчиво. В короткий отрезок времени оно может несколько раз меняться на прямо противоположное: то она счастлива, бодра, весела, то уже в следующий момент расстроена, огорчена, опечалена. Беременная женщина очень чувствительна и раздражительна, она гораздо острее, чем прежде, реагирует на окружающий мир, с трудом справляется с собой.
Такую смену настроений можно понять, приняв во внимание все те изменения, которые происходят с ней во время беременности.
 
Есть женщины, которые при беременности совершенно меняют свой облик, у других все остается без изменений — и характер, и поведение. Но за исключением крайностей, общим для будущих матерей является. особая психология, меняющаяся из месяца в месяц. По мнению Лоранса Перну, эта эволюция тесно связана с физическими изменениями, и он разделил беременность с психологической точки зрения на три периода (триместра), как ее делят с точки зрения физиологии (Перну, 1989).
 
Первый триместр — месяцы неуверенности и адаптации. Чувства женщины еще не определились; счастливая от сознания, что ждет ребенка, она переходит от радости к сожалению. Это еще не боязнь родов, а неопределенный страх, включающий в себя и радость от неведения того, что происходит, и боязнь перед неизвестностью (особенно, если это впервые), и беспокойство о будущем (как решить материальные проблемы, возникающие с появлением ребенка), и опасения, что муж отдалится от нее за несколько месяцев беременности, и т. д.
 
Тошнота, бессонница, отсутствие аппетита — причины или следствие этих смешанных чувств — часто делают первые недели беременности утомительными.
Страх перед неизвестностью может привести к состоянию подавленности, женщина чувствует себя обезоруженной, зависимой, как в некоторых случаях инфантилизма.
Беременной женщине нравится (более или менее осознанно) ее особенное состояние, порой настолько, что она становится впечатлительнее, чувствует себя более хрупкой физически и психологически; ей хочется быть предметом внимания и забот. Однако, пребывая в таком состоянии, женщина чувствует, что взрослеет.
И точно так же, как вначале будущая мать колебалась между радостью и страхом, в ней теперь борются две тенденции: к инфантильности и полному повзрослению. Эта двойственность, вызываю- щая у нее тревогу, часто бывает причиной смены настроений, не всегда понятной окружающим.
 
Второй триместр — месяцы равновесия. Можно попытаться объяснить мужчине душевное состояние будущей матери, но вряд ли возможно описать ему ее чувство женщины, впервые ощутившей в себе биение жизни.
Первые движения плода имеют огромное значение для всех будущих матерей. Те, кто раньше не решался показать свою радость,отдаются ей целиком, ибо теперь они уверены в существовании внутри себя новой жизни.
Присутствие ребенка благотворно влияет не только на мысли, воображение будущей матери, но и на ее организм, поскольку это тесно взаимосвязано.
 
Третий тршиестр — месяцы отступления. В первые три месяца ребенок был надеждой, потом уверенностью, но не реальностью; во втором триместре его присутствие стало ощутимым; в третьем- он сделался единственным средоточием помыслов, интересов и за- нятий будущей матери.
Постепенно события повседневной жизни отступают на второй план, занимая женщину все меньше и меньше, ее мысли концентрируются на ребенке, которого она носит.
 
Это погружение в ребенка = основная черта третьего триместра. Будущая мать настолько занята мыслями об этом ребенке, что порой кажется, будто она хочет отстраниться даже от тех, кто ее любит.
Женщина становится безразличной ко многому не только в эмоциональном, но и в интеллектуальном плане: она с трудом заставляет себя интересоваться работой, ее внимание рассеивается, ей отказывает память (так, например, процент ошибок, допущенных бухгалтерами, счетоводами, телефонистками, находящимися в этом состоянии, стремительно возрастает).
Ожидающая ребенка женщина очень часто видит сны, более того, они запоминаются (это касается всего периода беременности, а не только последнего триместра). Сны нередко превращаются в кошмары: Многих это тревожит. Иногда возникают галлюцинации, которые обусловлены значительной психологической перестройкой, связанной с беременностью.
 
Затем, по мере того, как проходят недели, ребенок становится тяжелее, а мать — менее подвижной, появляется некоторая усталость и вместе с ней — желание ускорить события. Последняя неделя ка- жется длиннее, чем предшествующие ей девять месяцев. В этом не- терпении есть свое преимущество: оно как бы ослабляет боязнь родов, если она имеется (Никитин, 1990).
 
Считается, что любую женщину при известии о беременности должна переполнять радость. Но во время беременности возникают самые разнообразные стрессы, избежать которые не удается. Что же следует делать в этих трудных обстоятельствах? Матери обладают тем, что доктор Верни, психиатр из Торонто, назвал надежным щитом ребенка: любовью к нему. Многие женщины говорят, что во время беременности у них появляется рефлекс защиты своего ребенка, как существа уже рожденного. Поэтому они сознательно подавляют в себе все нежелательные эмоции. Эти будущие матери разговаривают с ребенком, объясняют ему происходящее, успокаивают его в случае необходимости. В это время ребенок «записывает» на клеточном уровне информацию о том, что в жизни есть взлеты и падения, которые необходимо преодолевать. Таким образом закладывается основа для формирования сильного и выносливого человека.
 
Уникальность состояния беременности трудно переоценить. Все женщины, прошедшие через этот период, отмечают его как совершенно непохожий, очень сильный по уровню переживаний, специфичный по комплексу ощущений. Кто-то выделяет позитивную сторону этого периода жизни, кто-то — негативные ощущения, боли, болезни. Но всегда это период значимый, неповторимый, непохожий на другие периоды жизни женщины.
 
Мать — это первая вселенная ребенка, его «живая основа» как с материальной, так и с психической точки зрения. Она является также посредником между внешним миром и ребенком. Человеческое существо, формирующееся внутри матки, не воспринимает этот- мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения, чувства, мысли, которые вызывает у матери окружающий мир. Психологи и психиатры, в частности А. Бертин, выявили наличие еще одного существенного фактора — качества эмоциональной связи, существующей между матерью и ребенком. Любовь, с которой она вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением; богатство общения, которое мать делит с ним, — все это оказывает влияние на развивающуюся психику плода и его клеточную память, формируя основные качества личности, сохраняющиеся на протяжении всей последующей жизни (Бертин, 1992).
В 1960-е гг. известный детский врач, испанец Иеронимо де Могарас рассказал об интересных результатах, которые он получил, изучая три группы матерей. Первую группу составили те, кто во время беременности испытывал страх за ее исход, так как прошлые беременности закончились неудачно. Ко второй группе принадлежали женщины, отрицательно относившиеся к будущему младенцу, главным образом потому, что беременность наступила вопреки их желанию. Женщины третьей группы — те, кто хотел ребенка; период беременности проходил у них без отклонений, свойственных первой и второй группам. И дети их росли здоровыми. Младенцы же двух других групп матерей оказались очень беспокойными, плохо спали и ели. Некоторые из них подолгу надрывно кричали, создавая в доме весьма нервозную обстановку. Ранний возраст их отличался невротическими отклонениями. Конечно, было бы неправильно объяснять это только следствием того или иного отношения матери к будущему ребенку; тут может быть комплекс причин. Однако фактор родительского настроя никак нельзя сбрасывать со счетов (Брусиловский, 1994).
 
В июле 1983 г. доктор Верни организовал проведение Первого американского конгресса по пре- и перинатальному воспитанию, в работе которого участвовали многие специалисты из европейских государств и Канады. А. Бертиным был сделан ряд интересных сообщений о взрослых, причиной страданий которых была сохранившаяся в подсознании информация о событиях, проходивших с матерью во время беременности. Т. Верни считает, что мысли, переживания, ощущения матери передаются ребенку и запоминаются им. В будущем они играют существенную роль в становлении его характера, поведения и психического благополучия. А. А. Логинов не согласен с таким выводом и считает, что нет достаточных оснований говорить о внутриутробном формировании личности в социальном смысле. Однако различные социальные факторы, влияя на мать, опосредованно влияют и на плод. Недаром народная мудрость советует жен- щине во время беременности быть спокойной, а окружающим — не волновать ее (Логинов, 1992).
 
Взаимоотношения между плодом и матерью во время беременности довольно сложны и разнообразны. Особенности поведения плода, отражающие сложность плодоматеринских отношений, удалось заснять на кинопленку. Впервые это сделал шведский фотограф и исследователь Леннарт Нильсон. При помощи микрокамеры с широкоугольной оптикой, не вредя ни плоду, ни матери, он создал удивительный цветной фильм. Кадры этого фильма рассказывают, как реагирует пятимесячный плод на изменения, происходящие в организме матери и в окружающем мире. Оказывается, он уже реагирует на громкие крики, ослабляя или усиливая двигательную активность.
 
Можно даже предположить, что плод способен пугаться и сердиться.
Он очень чутко реагирует на настроение матери. В книге известного исследователя А. И. Брусиловского «Жизнь до рождения» приведена выдержка из дневника Л. Нильсона, в которой утверждается, что человек внутриутробно проявляет свой дурной или хороший нрав. Он уже слышит громкие крики из шумного мира, в котором живет его мать, по-своему их пугается или, напротив, если характер у него arрессивный, сердится и грозит. Он уже чутко реагирует на мамины настроения и, по-видимому, на ее нежные слова и ласки (Брусилов- ский, 1994). Тысячи сделанных снимков зафиксировали ту необычайно «насыщенную» жизнь, которую ведет младенец в утробе. Он гримасничает, сосет палец, открывает глаза, двигается, улыбается. Многие реакции его связаны с состоянием матери. Ребенок совершает судорожные движения, когда мать волнуется, делает гримасу недовольства, когда матери вводят медикаменты (Там же).
А. И. Брусиловский отмечает, что у 28-недельного плода наблюдались соответствующие реакции мимики на разные вкусовые ощущения: отрицательные гримасы на соль и горькое, выражение удовольствия на сладкое... Все движения плода в утробе матери обусловлены деятельностью органов нервной системы. Он делает не только движения конечностями, но и глотательные, и хватательные. Хвата- тельный рефлекс впервые проявляется в возрасте 11,5 недели, сосательный — в 13 недель. Плод хмурит глаза в 17 недель, делает дыхательные движения в 20 недель.
Запись электрических импульсов мозга плода на последних месяцах внутриутробной жизни показала, что у него есть такая же смена ритмов, которая характерна для состояния сна, т. е. две фазы сна, сменяющие одна другую.
Многими исследователями подчеркивается неблагоприятное влияние эмоционального стресса матери на беременность и роды. Выделяются внутриутробная гипоксия, нарушения плацентарного кровоснабжения, аномалии родовых сил и течения родов (А. О. Сы- рина, Г. Дик-Рид и др.).
А. И. Захаровым (1994) систематизированы психологические факторы, способствующие появлению эмоционального стресса при беременности:
 
Эгоцентризм и нарциссизм (самолюбование) как нежелание приносить жертвы во имя ребенка.
  1. Поведение типа А, когда приоритетными считаются погоня за успехом и профессиональные интересы, вступающие в противо- речие с необходимостью временной самоизоляции в семье и со- средоточения на нуждах и воспитании ребенка.
  2. Повышенная эмоциональная чувствительность, впечатлитель- I ность, ранимость, когда любые стрессы надолго остаются в эмоциональной памяти, проявляясь в наиболее сенситивном перио- де жизни женщины — беременности.
  3. Тревожность — склонность к беспокойству и страхам.
  4. Мнительность — подверженность частым сомнениям и недоста- — точная уверенность в себе.
  5. Невротизация матери вследствие предшествующих неблагопри- ятных условий жизни в семье и нерешенных проблем в браке.
  6. Восприятие родов как крайне болезненного, опасного и непри- ятного события жизни.
Наиболее опасны такие эмоциональные состояния, как повышенная раздражительность, волнение, состояние эмоциональной неудовлетворенности и недовольства, переживания по поводу отношений с супругом, сильные испуги, повышенная утомляемость, плохое общее самочувствие. У девочек стресс матери при беременности распространяется на большее число антенатальных и перинатальных отклонений, чем у мальчиков.

(по материалам А.И.Захарова)


КОНСУЛЬТАЦИИ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА
ЗАПИСЬ НА ПРИЕМ
Вы можете задать любой интересующий Вас вопрос или записаться на консультацию:
Мы сделаем все возможное, чтобы помочь Вам, и ответить на все Ваши вопросы.